ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ИЛИ «КОМУ ЭТО НАДО?»

Я много размышлял о том, что же является причиной дедовщины в армии и почему, многочисленные акции и мероприятия, проводимые в войсках, не дают результата.

Если подумать, то можно указать на наиболее существенные факторы:

• Чрезмерное внимание средств массовой информации данному явлению, причем это внимание, как правило, носит характер огульного обвинения и простой констатации фактов.
• Психологическая установка призывников на обязательность подобного явления в армейской среде.
• Недостатки в формировании высоких моральных и нравственных качеств допризывной молодежи.
• Упущения и серьезные недоработки должностных лиц в армии, командиров, офицеров-воспитателей, которые отвечают за моральный климат в коллективах и душевное состояние молодых людей, которые пришли выполнить свой долг.

Три четверти указанных причин никакого отношения непосредственно к армии не имеют и носят автономный характер. Не хочу оправдывать отдельных нерадивых командиров, но хочу поставить вопрос так: почему именно командиры должны быть в ответе за первые три основные группы причин? Ведь эти причины находятся в гражданской части нашего общества. Может, командирам в армии заниматься больше нечем?

        Для иллюстрации приведу пример. Допустим, в книжный отдел супермаркета попадает абстрактный человек, который ничего не знает об окружающем нас мире. Что он увидит на прилавке? Яркие книжки с изображением льющейся крови, острых кинжалов, еще дымящихся пистолетов с соответствующими названиями: «Я вор», «Пахан», «Кровавая игра» и тому подобное. Аналогичную криминальную подборку можно увидеть и в киосках периодической печати. В данной ситуации может сложиться представление о крайнем риске для жизни даже в процессе посещения булочной в полдень.

        А если мы получаем подобную информацию о «страшной» армии, о которой не все и не все знают, то какой можно сделать вывод? Несложно представить такой вывод: армия - это жуткое и опасное место. Таким образом, создается общественное мнение, а с ним и установка будущих призывников: армия невозможна без дедовщины, и уж если выпал жребий служить, то надо быть готовым безропотно переносить все, с чем придется столкнуться.

«И до сих пор я с чувством жгучего стыда вспоминаю, как на третий день, ночью, меня разбудил Мазаев и распорядился принести ему попить. Я сделал вид, что не понимаю, и перевернулся на другой бок, но он с сердитой настойчивостью растолкал меня снова и спросил: «Ты что сынок, глухой?» И я, воспитанный родителями в духе самоуважения и независимости, крался по ночному городку в накинутой на серое солдатское белье шинели затем, чтобы принести двадцатилетнему «старику» компотика, который на кухне для него припасал повар-земляк. Попить я принес, но поклялся в душе: в следующий раз умру, но унижаться не буду!
«Следующий раз» наступил наутро. Мазаев сидел на койке и, щелкая языком, рассматривал коричневый подворотничок. Потом он подозвал меня и, с отвращением оторвав измызганную тряпку, приказал: «Подошьешь».
Юрий Поляков
СТО ДНЕЙ ДО ПРИКАЗА.


Подобные установки очень прочно заседают в сознании призывников, и бороться с ними очень трудно. А если добавить к этому еще и допризывной жизненный опыт, когда с подобными проявлениями насилия и жестокости юноша сталкивается в школе, во дворе?

***
Изменить подобные взгляды можно, рассмотрев дедовщину с позиций психологии личности и психологии межличностных взаимоотношений. Выше мы давали формулировку дедовщине с позиции правового взгляда. Дадим теперь два новых определения:

ДЕДОВЩИНА - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЛОМКА ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, ПРЕВРАЩЕНИЕ ЕГО В РАБА, ХОЛОПА.

Попробуйте не согласиться с этим и доказать, что это не так.

ДЕДОВЩИНА - ПАТОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В АРМЕЙСКИХ УСЛОВИЯХ.

Эту формулировку легко обосновать. В цивилизованном обществе межличностные взаимоотношения строятся на основе таких нравственных понятий, как человеколюбие, взаимоуважение, доверие и взаимопомощь. Такие правила, как «человек человеку волк», «ударь первым, тогда выживешь», «сильному позволено все» и тому подобное ближе к патологии, то есть отклонению от нормы. Для иллюстрации можно привести следующие примеры:

• Патология генетического развития в частном случае приводит к возникновению синдрома Дауна.
• Патология сексуального развития в частном случае может привести к извращенным сексуальным потребностям.
• Патология физического развития плода у злоупотребляющей наркотиками беременной женщины может привести к физическому уродству родившегося младенца.
• Патология нравственных качеств военнослужащих может привести к дедовщине в воинском коллективе.

        Давайте посмотрим с этой точки зрения на так называемого «деда». Мы его привыкли видеть в лихо заломленном берете или фуражке, украшенного аксельбантами и большим количеством ничего не значащих блестящих значков… На самом деле это не гордость Российской армии, не ее сила и даже не ужас новобранца. Это всего лишь экземпляр из коллекции уродцев, нравственный уродец в военной форме.
Осталось до конца прояснить, откуда уродцы появляются. Что заставляет трансформироваться личностным качествам некоторых молодых людей, оказавшихся в армейских рядах?

Давайте постараемся ответить на вопросы:

1. Нужна ли дедовщина армейским командирам?
2. Нужна ли дедовщина тем, кто только собирается призываться на военную службу?
3. Вообще нужна ли она вообще кому-либо и если нужна, то кому?

ОТВЕТ НА ПЕРВЫЙ ВОПРОС: Нужна ли дедовщина армейским командирам?
Нет, нет и еще раз нет! В обязанностях каждого должностного лица, каждого командира определена его ответственность за сохранение жизни и здоровья своих подчиненных. Это положение закреплено воинскими уставами и другими ведомственными нормативными документами. Государство, призывая молодых людей в армейские ряды и отрывая их от родных и близких, берет на себя ответственность, что по истечении срока службы эти молодые люди вернулись назад живыми и здоровыми, с нормальной психикой. Именно поэтому в армии очень большой спрос с командиров за борьбу с дедовщиной и за ее искоренение. Именно поэтому командиры всеми силами борются с этим явлением, командирам дедовщина не нужна, она им как в горле кость.

ОТВЕТ НА ВТОРОЙ ВОПРОС: Нужна ли дедовщина тем, кто только собирается призываться на военную службу?
Несмотря на единодушное «не нужна», которое мне приходилось слышать среди многих сотен молодых людей, призванных в армию, иногда встречались, хоть и очень редко, кто говорил что им «эта дедовщина нужна». Правда, чуть позже они уточняли, что им нужна дедовщина без избиений и издевательств, без вымогательства и моральных унижений. Но позвольте спросить, что же это за дедовщина такая? Лично я не слышал о подобной.

ОТВЕТ НА ТРЕТИЙ ВОПРОС: Вообще нужна ли она вообще кому-либо и если нужна, то кому?
Здесь так просто и легко не ответить. Когда задаешь подобный вопрос призывникам, то часто можно услышать ответ: дедовщина необходима «дедам». Когда обращаешь внимание призывников на тот факт, что «деды» в их трактовке - это те же самые призывники, которые прослужили большую часть своего срока службы, то тогда они уже задумываются над этим вопросом всерьез и надолго. А чтобы вообще повергнуть их в состояние глубокого удивления, я часто приводил им жизненный пример из своей практики в процессе армейской службы.

На первый взгляд это было благоприятное подразделение, но через некоторое время после прибытия нового пополнения в нем произошло происшествие. Практически все молодые воины самовольно оставили часть. Это произошло вечером перед ужином. Были организованы поиски, но результатов они не дали. Утром на следующий день, сразу после подъема молодые солдаты сами вернулись в казарму и заявили, что они желают служить, что умысла дезертирства у них не было, а причиной произошедшего была дедовщина, выражающаяся в издевательствах и запугивании солдат, начинающих службу. Естественно, немедленно было проведено административное расследование по данному факту. Оно было не поверхностным и выявило подробные обстоятельства произошедшего, причины и степень вины, как военнослужащих по призыву, так и командиров. И вот что интересно. В подразделении из 10 человек, которых (по продолжительности военной службы) можно было бы назвать «дедами», издевательствами занимались только трое. Остальные 7 не принимали участия в подобном безобразии, сохраняя линию невмешательства. Более того, некоторые даже одергивали особо зарвавшихся хулиганов. Позже, когда приходилось работать по проведению подобных расследований, я не разубеждался что данная пропорция, как правило, была постоянной. На 10 человек 2-4 ярко выраженных правонарушителя. А где же остальные? Почему они не издеваются над молодежью и даже иногда встают на их защиту, тем самым разрушая сложившийся стереотип о том, что дедовщина - это неформальный закон армейских коллективов?

Как объяснить в этом случае, что у одних людей одна модель поведения, соответствующая правовым и нравственным нормам, а у других иная, противоправная? Здесь нам поможет возрастная психология.

        Как возрастные периоды развития личности влияют на формирование мотивации поступков человека? В психологии считается правильным начинать воспитывать родившегося ребенка с момента открытия рецепторов восприятия, т.е. попросту говоря, когда ребенок начинает видеть, слышать и чувствовать прикосновения. По сроку это время наступает по истечении нескольких дней после рождения.

        Акцентируем свое внимание на деформациях или ошибках в воспитании, которые могут происходить в процессе формирования личности. Создадим потенциально страшную картинку для иллюстрации, которая намеренно преувеличена, но может иметь место в реальности.

Родился ребенок. Изначально он был ни кому не нужен и его рождение скорее было родительской неосторожностью. Его появление на свет не сопровождалось ни счастьем папы и мамы, ни обстановкой взаимной любви и взаимного уважения в семье. И мама, и папа больше всего думали, как свести концы с концами, довольствовались случайными заработками, которые, как правило, уходили на приобретение спиртного. Глазами нормального человека атмосфера в семье была страшной. Грязь, нищенская мебель, постоянно некормленый и плачущий ребенок. Когда младенец давал о себе знать, в его адрес неслась отборная нецензурная брань, а порой и ощутимые шлепки.
Когда он немного подрос, в жизни произошли некоторые изменения - из семьи ушел отец. Отношение к мальчику, который напоминал когда-то любимого и предавшего мужчину, превратилось в чувство ненависти. В свои пять лет он никак не мог понять, что в нем видят обузу, которая мешает привычной и разгульной жизни матери. Но особенно тяжело ему пришлось в школе. В классе учились разные дети, и ребенок сразу почувствовал, что они отличаются от него. Были и насмешки, и детские дразнилки, были и тумаки. Мальчик стал изгоем среди сверстников, еще тверже утверждаясь во мнении, что он другой, не такой как все, хуже своих одноклассников. Это подтверждалось и его успеваемостью, один раз даже пришлось оставаться в классе на второй год. Очень часто, возвращаясь, домой и размазывая по щекам слезы, он начинал задумываться, как же быть. В школе обиды и унижения, дома никто не приласкает и не пожалеет, одна только ненависть, ругань, подзатыльники. Порой начинали возникать мысли - а нужна ли вообще такая жизнь? Чуть позже, когда мальчику уже исполнилось 13 лет, случай свел его с дворовой компанией. Эта группа наводила страх на всех девчонок и мальчишек в прилегающих дворах, избивая и отбирая деньги у тех, кто послабей. Мальчик почувствовал, что если удастся влиться в эту компанию, то там он сможет найти то, что он не имел со дня своего рождения, а именно: защиту, взаимопонимание, уважение к себе. Группа приняла мальчика, и он нашел в ней защиту. Мальчик нашел взаимопонимание в группе, потому что у сверстников были похожие условия жизни, похожие семьи и та же нездоровая обстановка в них. Вот только уважения он не находил, и это по прежнему наносило подростку душевную травму. В данном случае, психолог сделал бы заключение, что у подростка развивается комплекс собственной неполноценности. Но что об этом может знать сам подросток? Здесь могут быть только чувства: внутренний дискомфорт, неудовлетворенность, напряжение и постоянная мысль - я хуже других, а хочу быть как все и даже лучше. Однажды группа избила парня, который учился в одном классе с нашим «героем». Этот одноклассник в свое время причинил ему немало обид и поэтому подросток выместил на нем всю свою злобу, все, что так долго копилось в душе. Видя у своих ног поверженного бывшего насмешника, он был преисполнен чувства гордости и самолюбования, даже забыв, что повергли его, напав всей стаей. После этого случая в классе нашего персонажа уже не задевали, старались обходить стороной, а в его сознании твердо закрепилось, что самый простой способ достичь самоуважения - подавить и запугать других людей.

        Этот пример надуман, но согласитесь, что подобное бывает и в жизни. Показанный путь личностного развития приводит к ряду невротических симптомов, характеризующих комплекс собственной неполноценности. В свое время психоаналитик Адлер разработал теорию о том, что данный комплекс является движущей силой развития человека и, действительно, в истории человечества много подобных примеров. Низкорослый и постоянно «комплексующий» этим Наполеон стал императором, слабосильный и болезненный мальчик Суворов стал великим полководцем. Эти примеры можно продолжать и дальше: многие величайшие политики, бизнесмены, спортсмены добились своих жизненных высот благодаря тому, что старались доказать себе и другим людям, что они представляют из себя нечто большее, чем на первый взгляд может показаться окружающим. Но не будем спорить, что для того, чтобы доказать это, одного желания мало. Необходимы еще такие качества, как старание, целеустремленность, упорство. В отдельных случаях и причем чаще, чем принято считать, необходимы и развитые интеллектуальные способности. А если всего этого нет? Тогда всплывает на поверхность самый простой способ подавления комплекса собственной неполноценности - поиск того, кто послабее и подавление его. Вот так все просто. Таким образом, опираясь на представленный материал, мы будем способны нарисовать психологический портрет человека, которому эта дедовщина действительно нужна.

Получается, что так называемый ДЕД - это личность:

• Которая имеет комплекс собственной неполноценности и потребность избавиться от него. Этот комплекс может развиваться с самого детства, но может появиться и на начальном этапе службы.
• Которая испытывает дефицит таких морально-волевых качеств, как упорство, целеустремленность, настойчивость, смелость.
• Которая обладает низкими интеллектуальными способностями и слабыми возможностями для самоанализа.

Именно такой личности дедовщина необходима, как психотерапия для устранения невротических состояний. Эта психотерапия осуществляется «дедом» за счет покалеченной психики других нормальных людей, и гуманной в общечеловеческом понимании она быть не может. Здесь даже можно провести параллель с преступным изъятием внутренних органов у здорового человека для последующей их продажи для донорской пересадки.
Мы ответили на третий вопрос и уже сейчас можем дать еще одно определение дедовщине:

ДЕДОВЩИНА - ЭТО АНТИГУМАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОВОДИМАЯ ЛЮДЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ КОМПЛЕКСОМ СОБСТВЕННОЙ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ.

РЕЗЮМЕ:

• Дедовщина - это психологическая ломка личности человека, превращение его в раба, холопа.
• Дедовщина - это патология межличностных взаимоотношений в армейских условиях.
• Дедовщина - это антигуманная психотерапия неполноценных людей, проводимая в своих интересах.
© Ткачев Алексей Юрьевич, 2012 г.   Контактный телефон автора
8 987 710 4921
e-mail: tkachev_9@mail.ru
Так ли страшна ДЕДОВЩИНА?

Алексей Ткачев
Психологический практикум для призывников и молодых воинов.
Hosted by uCoz