ПОЧЕМУ С ДЕДОВЩИНОЙ ТАК ТРУДНО БОРОТЬСЯ?

        Казалось бы, причины явления и его сущность мы установили. Что же мешает командирам своей твердой рукой искоренить подобные проявления хулиганств и безобразий в подразделениях, которыми они командуют? Неужели они хотят уклониться от выполнения требований закона? А может быть, просто, по каким либо причинам, не умеют защитить своих подчиненных? Почему имеют место подобные факты?

Вот достаточно известный пример:

Факт неуставных взаимоотношений имел место и привел к самым печальным последствиям - рядовому Андрею Сычеву причинен тяжелый вред здоровью, врачам пришлось ампутировать ему обе ноги и половые органы. По данным следствия, в ночь с 31 декабря на 1 января А. Сивяков, будучи в состоянии алкогольного опьянения, «с целью глумления и издевательства» заставил Сычева в течении трех часов находиться в состоянии полуприсяда и при этом наносил ему удары ногами.
КРАСНАЯ ЗВЕЗДА №13 2006 г.

        Кто видел телевизионное интервью с матерью и сестрой военнослужащего может сделать вывод, что издевательства над Андреем имели место и раньше.

        Постараемся на этом и других примерах попытаться раскрыть приемы психологической защиты, к которым сознательно или интуитивно прибегают казарменные хулиганы как «субъекты неуставных взаимоотношений».

        В предыдущей главе мы увидели, что собой представляют такие страшные на поверхностный взгляд деды. Несмотря на показную браваду и демонстрацию своего превосходства, они остаются в глубине души своей трусливыми и малодушными. Они знают, какие наказания предусматривает закон за их поступки, и боятся закона в лице старшего командира и военной прокуратуры. Они знают, как негативно относятся офицеры к неуставным взаимоотношениям и боятся офицеров - как бы не получить по лбу! Но искушение показать свое превосходство выше, и хулиганы стараются принять меры предосторожности, защитить себя. Как иногда говорят - ХОЧУ, ЧТОБЫ У МЕНЯ ВСЕ БЫЛО, НО МНЕ ЗА ЭТО НИЧЕГО НЕ БЫЛО!
Здесь можно выделить пять приемов защиты, которые применяют «субъекты неуставных взаимоотношений»:

• Запугивание.
• Привлечения чужих рук для реализации своих целей.
• Попытка убеждения обижаемых в позорности «стукачества».
• Попытка убедить окружающих, что дедовщина - это армейская традиция.
• Прием «надкусанного пряника».

Сами по себе названия этих психологических щитов ничего не говорят, поэтому мы рассмотрим их подробнее.

ЗАПУГИВАНИЕ - это прием, основное содержание которого основывается на устрашении потенциальной жертвы. Основная цель приема - добиться безоговорочного послушания жертвы и исключить возможность обращения жертвы за защитой своих прав к должностным лицам. Запугивают потенциальным физическим воздействием, что-то вроде: мы тебя изобьем, искалечим, сделаем инвалидом, убьем и т.п. Запугивают морально: мы создадим тебе вообще невыносимые условия, ты сам будешь вешаться и т.п. Запугивают в одиночку и группами, для внушительности. Ничего особо премудрого в этом приеме нет, но он иногда срабатывает. И вот уже видна жертва, которая безропотно выносит все издевательства и при этом боится обратиться за помощью, чтобы защитить свои законные права.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЧУЖИХ РУК - это прием, позволяющий переложить ответственность на другие плечи. Он заключается в том, что черновая работа по избиениям и непосредственному изъятию денег возлагается на других лиц, которые как бы стоят в услужении казарменных хулиганов. Так называемые «шестерки» имеют больший риск попасться на глаза командирам и соответственно получить наказание, которое, по справедливости, в большей степени заслужили другие. Не секрет, что в «шестерки» идут именно неполноценные личности. Идут добровольно и имеют свой определенный интерес, а именно - стать приемниками субъектов неуставных взаимоотношений. Подобный прием используется не часто, потому что хотя и отвлекает внимание от истинных носителей дедовщины, но не дает полного самоутверждения и устранения комплекса неполноценности.

УБЕЖДЕНИЕ В ПОЗОРНОСТИ «СТУКАЧЕСТВА» - это прием защиты, обладающий высокой эффективностью и создающий серьезные проблемы офицерам в их деятельности по пресечению противоправных действий военнослужащих. Заключается он в том, что молодых солдат убеждают принять в сознание информацию о крайней степени позорности двух поступков в армейских коллективах - «крысятничестве» (воровстве у своих товарищей) и «стукачества». Действительно, подобные действия позорны и не укладываются в рамки нормального коллектива. Именно поверхностная уверенность в справедливости данного постулата не позволяет сразу разобраться и понять, что такое ХОРОШО, а что такое ПЛОХО. Для хулиганов это очень удобно. Пожаловался солдат, над которым они издеваются командиру, значит он СТУКАЧ! Раз так, значит, это позор для него и он плохой. Раз так, то все в коллективе должны осудить его и объявить ему бойкот. Будет ли убежденный в этом «дедами» солдат обращаться за помощью к своему командиру? Нет. Он будет терпеть, плакать, пытаться покончить с собой, убегать или искать еще какой-либо выход, но при этом будет молчать.

В подразделение прибыло пополнение. Спустя некоторое время командиры, офицеры-воспитатели почувствовали неладное. Несколько молодых военнослужащих выделялись из общей массы неопрятным, грязным видом, подавленным настроением, стремлением к уединению. При медицинском осмотре были выявлены ушибы, полученные, как предполагалось, вследствие избиений. На вопросы начальников об условиях службы они все как один отвечали, что служить им нравится и что их никто не обижает, а синяки и ссадины получены ими случайно вследствие неаккуратности.

Ответьте, легко ли защищать таких солдат от дедовщины, если они сами препятствуют тому, чтобы их защищали? Для того, чтобы подобное не происходило, предлагаю по-настоящему разобраться, что же такое «стукачество» на самом деле. Для наглядности я предложу рассмотреть два примера.

ПРИМЕР 1
Военнослужащий А. и его сослуживец Б. ушли в самовольную отлучку на танцы в ближайший населенный пункт. Так получилось, что их отсутствия никто из командиров не заметил, и данный проступок, как говорят, сошел им с рук. Случайно об этом узнал другой сослуживец В., который ранее получил от брата письмо с приглашением на свадьбу. В. довел эту информацию до командира подразделения, а затем попросил предоставить ему краткосрочный отпуск для поездки на свадьбу. При этом он пообещал, что, вернувшись из отпуска, он будет постоянно информировать командира обо всех нарушениях, происходящих в казарме (Каз-зел…).
Стукачество ли это? Конечно, да, и с этим сложно не согласиться. Можно даже дать четкую формулировку этому действию. Стукачество в армейских условиях - это предоставление начальнику, от которого стукач каким-либо образом зависит, информации о третьих лицах с целью получения каких-либо благ, привилегий или послаблений. Заметьте, что бабушкам, торгующим у ворот части семечками, не стучат, не стучат и своим подругам и товарищам с соседней казармы. Стучат всегда начальнику, и не просто так, а когда чего-нибудь от начальника хотят.
А вот другой пример придуманный мной. Он пострашнее.
ПРИМЕР 2
Приехали в гости к солдату из дома родные. Папа, мама, сестренка. Прекрасно провели время вместе, посмотрели на часть, где служит сын, вроде бы все хорошо. Пожелали успешной службы, попрощались и поехали на вокзал возвращаться домой. Возле вокзала на  семью напала компания пьяных подростков. Бейсбольной битой папе разбили голову и забрали деньги, отложенные на обратную дорогу. У мамы, покалечив лицо, вырвали из ушей золотые сережки. Сестренка была изнасилована подонками.
Можно ли назвать в данном случае обращение в правоохранительные органы стукачеством? Мне пока не приходилось слышать, чтобы хоть кто-то сказал, что ДА. А у Вас какое мнение?
Эти примеры наглядно показывают, где действия не согласуются с нравственными нормами, принятыми в обществе, а где речь идет о действиях по защите чести, достоинства, законных прав граждан и пресечении преступной деятельности. Если военнослужащий сталкивается с ситуацией, когда попираются его законные права, когда унижают его личность, когда по отношению к нему совершаются преступные действия, то обращение за помощью к тем лицам, которым вменяется в обязанность защита этих прав, стукачеством быть не может. Если бы все молодые солдаты понимали это, то фактов безнаказанного хулиганства в армии было бы намного меньше.

ПОПЫТКА УБЕЖДЕНИЯ МОЛОДЫХ СОЛДАТ В ТОМ, ЧТО ДЕДОВЩИНА - ЭТО АРМЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ - тоже является достаточно эффективным приемом защиты. Как и предыдущий прием, заключается в навешивании молодым воинам «лапши на уши». Тому кто унижает другого, важно показать, что в сущности он не такой уж плохой парень, не уродец, страдающий комплексом неполноценности, а просто вынужден заниматься этим, потому что традиции обязывают. Наиболее часто приводятся следующие мифические аргументы:
• Дедовщина - это славная армейская традиция, которая всегда существовала в вооруженных силах.
• Дедовщина помогает молодым воинам быстрее набраться опыта армейской службы.
• Дедовщина поддерживает боевую готовность и дисциплину в казарме, без нее все развалится.
• Дедовщина как традиция отдает дань уважения воинским заслугам тех, кто прослужил побольше.
Могут быть использованы и другие аргументы.
Многие молодые солдаты верят в это, и безропотно, сжав зубы, переносят бесчинства в отношении себя. Как бы говоря себе: это традиция; все проходили через это, а я чем хуже; ну раз надо, так придется помучиться; видимо действительно без дедовщины в армии нельзя.
Я никогда не видел и ни от кого не слышал, чтобы кто-либо из отслуживших солдат сокрушался, что он с этой дедовщиной в армии не столкнулся. Не угнетает отсутствие этой так называемой традиции. Мне не приходилось когда-либо слышать от командиров, что отсутствие дедовщины снизило уровень боевой готовности и дисциплины. А о том, что она помогает молодым воинам, и говорить просто смешно. Здесь хочется привести случай из жизни. Не знаю, чего в нем больше, трагизма или комизма.

Это было давно, в середине 80-х годов. Мне пришлось служить в подразделении, где с дисциплиной были серьезные проблемы. Вечером, когда уезжали домой офицеры, поднимали голову казарменные хулиганы. Их было всего 6 человек, но проблем, создающих молодым солдатам, каждый из них создавал за пятерых. В расположении проживало более сотни военнослужащих, поэтому офицер, который оставался на ночь для контроля, не мог уследить за всем. Это укрепило этих, как они себя называли, «дедов» в чувстве безнаказанности и вседозволенности. Как я рассказывал ранее, применялось и запугивание, и убеждение о том, что это армейская традиция, и другие средства подавления. Надо признаться, что такая обстановка возникла не сразу и она даже носила характер преемственности, когда одни хулиганы, увольняясь в запас, передавали неформальную власть новым правонарушителям. Все это приносило серьезные проблемы молодым воинам. Но кто бы мог подумать о том, что пройдет всего лишь месяц и обстановка коренным образом изменится?
Для дальнейшего прохождения службы в подразделение прибыла небольшая группа молодых воинов. Среди них был рядовой М. Прошло несколько дней и шестерка хулиганов вечером после отбоя вызвала М. в умывальник. Они потребовали, чтобы он выстирал каждому из них обмундирование и объяснили, что в дальнейшем М. должен будет обязан выполнять любую их прихоть, так как он пока еще МОЛОДОЙ. М. отказался, суть его ответа заключалась в том, что он пришел служить в армию, а быть обслугой для кого-либо не намерен. После чего М. был жестоко избит, - ведь так легко это сделать когда против одного шесть человек. На следующий день, увидев на лице молодого солдата побои, командир попытался разобраться в произошедшем. Однако на все вопросы М. отвечал, что он был избит вне казармы неизвестными ему военнослужащими, и вспомнить их или опознать он не может. Не знаю, рисовал ли М. график, или он у солдата был в памяти, но каждый день после отбоя он приглашал по очереди одного из обидчиков потолковать с ним в бытовой комнате. Один на один, как говорят «как мужчина с мужчиной». Как обычно, бывшие обидчики оставались побитыми, но при этом почему-то у них не возникало мыслей, чтобы снова объединиться вшестером и дать М. ответную взбучку. Они безропотно переносили избиения, пока каждый из них не подвергся нападкам М. трижды. Тогда их терпение лопнуло. Они объединились снова. ДЛЯ ЧЕГО? Для того, чтобы, придя в кабинет командира части, пообещать, что они будут жаловаться в Комитет солдатских матерей, если командир не оградит их от М. Комичнее ситуацию трудно придумать - СТРАШНЫЕ, ГРОЗНЫЕ ДЕДЫ ЖАЛУЮТСЯ НА МОЛОДОГО! Не следует выпускать из вида тот факт, что пока М. разбирался с хулиганами, а это длилось около двух недель, в казарме не было даже намека на дедовщину. Командир части, внимательно выслушав БЕДНЫХ ДЕДОВ, принял уникальное решение. Он предложил назначить М. секретарем комсомольской организации. В те времена на этой должности работали, как правило, прапорщики. Представьте себе на ней солдата, прослужившего всего в коллективе чуть более месяца! М. стал активно бороться с любыми проявлениями дедовщины уже официальными методами, и не прошло двух месяцев, как ее совсем не стало. При этом ни боевая готовность, ни дисциплина в подразделении не пострадали. Вот только моральный климат стал здоровым.
Не хочу комментировать эту историю, но надеюсь, что читатель и сам способен сделать из нее некоторые выводы.

ПРИЕМ «НАДКУСАННОГО ПРЯНИКА». Этот термин придуман мной, и он является тоже достаточно эффективным приемом, позволяющим в той или иной мере сделать дедовщину привлекательной для молодого солдата. Ему как бы показывают запыленный, надкусанный пряник, который вынимают из кармана грязных штанов и убеждают: «Все нормальные пацаны терпели это, и ты потерпи наши издевательства, будет и на твоей улице праздник, прослужишь полтора года, и сам будешь гонять молодых, а пока подчиняйся, терпи, терпи!»
К сожалению, на это тоже ведутся. В этом случае возможна ситуация, когда нормальный человек может получить серьезную душевную травму, результатом которой может стать искалеченная психика.
Допустим, что вполне самодостаточный человек поверил в этот миф про пряник и некоторое время безропотно переносил унижения и обиды, надеясь, что вскоре он отыграется на других. Вот приходит, по его мнению, это время, а под его дудку плясать никто не хочет. Никто не признает его права издеваться над другими людьми. Сам он за начальный период службы растерял самоуважение, а жертву для компенсации не нашел. Одна потенциальная жертва, невзирая на «молодость», пообещала набить морду, благо физические возможности позволяли это сделать не напрягаясь, другая пригрозила обратиться в прокуратуру, третья почему-то собрала сплоченную группу таких же молодых и они всей группой дали отпор. В общем, как говорят, везде «облом», служба закончилась, а комплекс собственной неполноценности остался. И получается, что призвался с нормальной психикой, а увольняется моральным калекой.
Мне часто приходилось слушать от таких индивидуумов вопрос - где же вы, командиры, были, когда в свое время издевались надо мной? Но эти индивидуумы никак не ожидают вопрос встречный: а почему ты допускал в отношении себя такое поведение, безропотно переносил попирание своего личного достоинства и прав? Становится их жалко. Особенно когда представишь, что лет через двадцать придется отправлять ему в армию собственного сына. Какие слова он найдет для него? Каким будет его напутствие? Что он расскажет о своей службе?

        Все перечисленные приемы психологической защиты, применяемые «дедами», создают серьезные трудности в борьбе должностных лиц с дедовщиной. Эти приемы позволяют скрыть явление дедовщины с поверхности армейской жизни, сделать его как бы невидимым. Согласитесь, трудно бороться с противником-невидимкой. Трудно бороться с правонарушениями, которых как бы нет. И, возвращаясь к страшному и трагическому событию, произошедшему с Сычевым, теперь уже можно поднять ряд вопросов, которых не было в многочисленных публикациях того времени. Вот эти вопросы:

• Почему, столкнувшись с дедовщиной, Сычев сразу не обратился за помощью, за защитой своих законных прав и личного достоинства к должностным лицам, которые обязаны поддерживать правопорядок? Почему он бездействовал, что привело к таким тяжелым последствиям? Я насчитал восемь лиц, у каждого из которых он мог получить эту защиту, начиная от заместителя командира роты по воспитательной работе и завершая начальником института, включая сюда и работников военной прокуратуры. Поверьте, что в данной ситуации обращение к любому из них было реальным.
• Может быть, есть и его личная вина в том, что он смалодушничал и позволил запугать себя?
• Может быть, есть вина нашего общества, которое создает общественное мнение о «традициях» дедовщины и ее обязательности в каждом армейском коллективе? И молодой человек идет в армию с твердой установкой, что все это он должен перетерпеть?
• Может быть, у  Сычева уже сформировалась вера в миф о прянике и вседозволенности тогда, когда придет время издеваться над другими?
На эти вопросы частично может дать ответ только сам потерпевший солдат, а на некоторые и ты - читатель.

РЕЗЮМЕ:

• С дедовщиной трудно бороться тем, кто обязан заниматься этим по долгу службы.  Причина - ее скрытность.
• Скрытность достигается сознательным или интуитивным применением субъектами неуставных взаимоотношений приемов психологической защиты.
• Важно своевременно распознавать эти приемы, оставаться человеком и сохранять свою честь и достоинство.
© Ткачев Алексей Юрьевич, 2012 г.   Контактный телефон автора
8 987 710 4921
e-mail: tkachev_9@mail.ru
Так ли страшна ДЕДОВЩИНА?

Алексей Ткачев
Психологический практикум для призывников и молодых воинов.
Hosted by uCoz